Ситуационные центры как структурные элементы системы

отраслевого и государственного управления

 

Р. В. Душкин, А. П. Коптев,
ЗАО «Стинс Коман», Москва, Россия.
rdushkin@stinscoman.com   |   akoptev@stinscoman.com

 

Настоящая статья представляет краткое описание концепции построения связанного иерархического множества ситуационных центров, представляющих собой современный инструмент управления крупными промышленными предприятиями, отраслями и экономикой государства в целом, которые используются первыми лицами для принятия стратегических решений и оперативного управления подведомственным объектом.

 

Введение

Переход к рыночным отношениям в условиях глобализации резко повышает требования к системам управления, которые сегодня не справляются с гигантским потоком информации и непрерывными изменениями как среды, так и объекта управления (ОУ). Одним из новейших инструментов, удовлетворяющих требованиям современности, являются ситуационные центры (СЦ), которые представляют собой совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений, которые позволяют анализировать, моделировать и реагировать в режиме реального времени на возникающие ситуации в подведомственном ОУ. СЦ — это автоматизированная система управления (АСУ), которая при ведущей роли первых лиц организации помогает им принимать решения в интенсивно изменяющихся условиях, в которых человеческий разум в одиночку уже не справляется с количеством альтернатив.

В [1] подчеркивалось, что СЦ должны стать необходимыми на любом предприятии, в любой организации, в каждой отрасли промышленности, для управления всей экономикой и всем государством, однако для этого еще требуется очень много усилий.

Сегодня при помощи СЦ автоматизируются процессы управления крупными предприятиями, территориально-распределёнными холдингами, отраслями и министерствами, но при этом вопросы интеграции этих АСУ на общегосударственном уровне не рассматриваются. Интеграция в лучшем случае осуществляется на уровне телефонных звонков, но консолидация СЦ при помощи современных средств межсистемного взаимодействия не осуществляется. Этому препятствуют различные причины, не последнюю очередь занимают вопросы разобщённости ведомственных средств связи и отсутствие нормативно-методического обеспечения на межведомственном уровне.

 

Назначение, основные задачи и функции

СЦ предназначается для обеспечения информационной поддержки принятия управленческих решений первыми лицами на основе интеграции, регулярного и бесперебойного предоставления и анализа достоверной и актуальной информации о состоянии подведомственного ОУ, а также его использовании.

К основным задачам и функциям СЦ относятся:

1. Оперативная оценка и отображение состояния непосредственного ОУ, а также подведомственных и смежных предприятий и организаций.

2. Информационное обеспечение деятельности системы управления в области рационального управления.

3. Оперативный контроль состояния и степени выполнения делегированных задач, приказов, распоряжений и других нормативно-правовых актов.

4. Информационное обеспечение деятельности лиц, принимающих решения, в условиях возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с природными катастрофами и крупномасштабными техногенными авариями.

5. Прогнозирование ситуаций развития обстановок, включая прогнозирование состояния подчинённого ОУ и динамики развития процессов, как при регламентированных условиях, так и в условиях внештатных ситуаций.

6. Подготовка вариантов управленческих решений.

7. Информационное взаимодействие со смежными организациями, центральным аппаратом отрасли (министерства) и прочими органами государственной власти.

8. Проведение диспетчерских совещаний с пространственно-удалёнными руководителями смежных предприятий и организаций, руководителями подведомственных предприятий и др.

Принципы построения СЦ

СЦ строится, исходя из следующих основополагающих принципов:

1. Комплексность (ориентация на повышение эффективности системы за счёт автоматизации всего взаимосвязанного комплекса, разрешение проблем соединения информационных потоков и создание Единого информационного пространства (ЕИП)).

2. Системность, заключающаяся в том, что в процессе проектирования при декомпозиции должны быть установлены такие связи между структурными элементами системы, которые обеспечивают её цельность и взаимодействие с другими системами.

3. Развитие, заключающееся в том, что исходя из перспектив развития системы (и, соответственно, её аппаратно-программного комплекса), СЦ должен создаваться с учётом возможности масштабирования, пополнения и обновления функций и состава комплекса без нарушения его функционирования.

4. Совместимость, заключающаяся в том, что при создании СЦ должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым он может взаимодействовать с другими (смежными) системами в соответствии с общепринятыми стандартами.

5. Стандартизация и унификация, заключающиеся в том, что при создании СЦ должны быть рационально применены типовые, унифицированные и стандартизованные элементы и модели, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы и компоненты.

6. Эффективность, заключающаяся в достижении рационального соотношения между затратами на создание СЦ и целевыми эффектами, включая конечные результаты, получаемые при его функционировании.

7. Этапность создания СЦ, определяемая приоритетными направлениями зон ответственности СЦ.

8. Использование архитектуры открытых систем — все компоненты аппаратного и программного обеспечения должны быть построены в соответствии с архитектурой открытых систем, в результате чего обеспечивается возможность их совместной работы в рамках ЕИП и интеграции с новыми продуктами, поддерживающими соответствующие стандарты.

9. Максимальное использование новых технических средств и современных высокоэффективных информационных технологий — СУБД, клиент-серверная организация взаимодействия и обработки информации, создание многоуровневых приложений; геоинформационные системы, системы поддержки принятия решений, использование средств удалённого доступа и т. д.

10. Апробированность — используемые в СЦ продукты и технологии должны быть многократно апробированы.

11. Максимальное использование существующего информационного, технического, программно-технологического и кадрового потенциала служб предприятия, отрасли, министерства.

12. Преемственность существующих архивов и баз данных — СЦ должен строиться таким образом, чтобы обеспечить использование накопленных архивов и информации из имеющихся баз данных предприятия и других смежных организаций, министерств и ведомств.

13. Техническая поддержка для всех компонентов системы — при построении СЦ необходимо использовать аппаратное обеспечение, имеющее гарантийное и послегарантийное обслуживание; подсистемы прикладного программного обеспечения должны иметь интерфейс с пользователем и документацию на русском языке.

Наконец, СЦ должен обеспечивать создание ЕИП, поскольку по своей суть он является АСУ самого верхнего эшелона управления, на котором осуществляется принятие стратегических решений первыми лицами. Все автоматизированные и информационные системы предприятия (отрасли, министерства) должны предоставлять данные (отчётность) инструментарию СЦ для обработки, обобщения и сведения в общий отчёт по ОУ. Это значит, что при построении СЦ он должен размещаться на самой вершине иерархии Единого комплекса автоматизированных систем управления предприятием (ЕК АСУ П).

Более того, использование современных средств связи, экспертных систем и компьютерных методов поддержки принятия решений позволяют создавать принципиально новые АСУ, которые могут интегрировать опыт принятия решений и проведения мероприятий как в регламентированных условиях при планировании и  регулировании деятельности ОУ, так и в условиях чрезвычайных ситуаций. В условиях автоматизированного взаимодействия систем разного уровня это свойство СЦ позволяет повысить качество предупреждения чрезвычайных ситуаций, равно как и обеспечить более оперативное реагирование и устранение последствий таких ситуаций.

 

От одиночного СЦ к их иерархии

Наиболее эффективным является использование иерархии СЦ для совместного управления. В этом случае каждый СЦ на любом уровне управления представляет собой элемент в общей сети, связывающей все СЦ в «слабую» иерархию, в рамках которой системы одного уровня могут взаимодействовать напрямую без задействования мощностей системы более высокого уровня. При этом такое взаимодействие не исключает автономности систем — каждая из них ответственна за свой уровень принятия решений и делегирует или эскалирует проблему только в важнейших случаях, когда её собственного разнообразия не хватает для управления ситуацией. Взаимодействие осуществляется путём передачи информации и управляющих воздействий, причём технически такое взаимодействие происходит при помощи защищённых сетей передачи данных на основании определённых нормативами регламентов и протоколов.

На каждом уровне ответственности — в организациях и их филиалах, в отраслях и министерствах принимаются управленческие решения своего уровня, при этом подобные решения и результаты их проведения в жизнь должны аккумулироваться на более высоких уровнях иерархии, вплоть до правительства (в идеальном случае). Сбор информации с нижних уровней позволяет более эффективно планировать развитие предприятия или отрасли, разрабатывать целевые программы, а также следить за их исполнением. Более того, в условиях чрезвычайных ситуаций их рассмотрение может эскалироваться на более высокий уровень ответственности в случаях выхода ситуации из-под контроля более низкого уровня. Поэтому создание изоморфной иерархии СЦ для организационной иерархии с взаимоувязкой по уровням выглядит крайне привлекательным. Такое положение может быть проиллюстрировано следующим рисунком.

Рисунок 1. Иерархия СЦ

Само собой, что СЦ должен проектироваться и создаваться с учётом целесообразности внедрения этой технологии. Например, для крупных дивизиональных организационных структур может получиться так, что отдельные ситуационные центры малого масштаба могут потребоваться для руководителей служб, входящих в один филиал, и в этом случае такие СЦ служб будут подчиняться СЦ филиала, которые в свою очередь подчиняются СЦ всего предприятия (и далее по иерархии до правительства). Средние промышленные предприятия, умещающиеся компактно в одной промышленной зоне, могут иметь один СЦ для руководителя предприятия.

 

Выводы

Таким образом, полная иерархия СЦ естественным и гармоничным образом дополняет существующую иерархию управления государством. Это позволяет повысить эффективность управления и качества управленческих решений как оперативного, так и стратегического характера посредством основной функциональности и назначения СЦ.

 

 

Литература

1.     Стаффорд Бир, «Мозг фирмы», изд. УРСС, 2005

- http://www.edurss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=&page=Book&id=27901&lang=en&blang=ru&list=120