К 60 летию  службы ИТ ММК  ( 2009 год ) .

Леонид Отоцкий  http://sim-mfti.ru/it/

 

I. История

На пороге новых шагов развития службы ИТ ММК полезно вспомнить историю.

1. Я помню еще использование табуляторов с перфокартами и ЭВМ Урал-1 с перфолентами .

 

2. АСУ Заказ ММК начинался с Урал-14 с перфокартами, потом EC-ЭВМ с магнитными лентами и началом использования дисплеев для выдачи отчетов .

Разные подразделения службы АСУ использовали и разные технические средства, и разные средства  программирования .

3. С 1993 года начался переход в АСУ Заказ на средства СУБД и средства разработки Oracle c новой технологией ведения НСИ и подготовки данных службами Заводоуправления с дисплеев (Юротдел, Отдел сбыта). При этом произошла разгрузка службы эксплуатации АСУ. Некоторые этапы внедрения новой технологии на ММК описаны в статье “Информационные технологии в металлургии” в 1998 году - http://www.osp.ru/os/1998/03/179512/ . Важной особенностью было начало использования средств CASE Oracle, которые в дальнейшем помогли осваивать OEBS, где они  активно использовались .

4. В 1996 году была сделана система выдачи всех платежных документов ММК  на основе АСУ Заказ и загрузки в общую базу Oracle данных об отгрузке из цеховых систем. Так же  была заменена старая система выдачи “реестров” по отгрузке и отчетов по реализации . 

5. В 1997 году средствами  Oracle CASE была сделана система , позволяющая всем подразделениям АСУ ММК занести в единую базу описания своих задач и используемых нормативных данных . Сделанные на основе введенных данных отчеты показали, что наиболее часто во всех системах используются данные об организационной структуре ММК . Анализ показал, что эти данные зарождаются в службах Управления Персонала, и было подготовлено Техническое Задание на модернизацию этой службы. Так возник проект новой системы Кадры , который послужил основой первого внедрения на ММК средств Oracle Applications (OEBS - HR) c заменой старой системы Кадры и Зарплата . Именно тогда начали использовать новые средства Вэб-технологии Oracle с “тонкими” клиентами . Особенности перехода на OEBS можно прочитать в интервью журналу  Oracle Magazine (RE) http://www.oracle.com/global/ru/oramag/april2003/mpeople_april.html

6. Сформулированные в интервью перспективные  задачи дальнейшей модернизации и интеграции АСУ ММК были реализованы (частично)  впоследствии в 2001-2005 годах и описаны в статье “Мои 15 лет с Oracle на ММК” –

http://www.oracle.com/global/ru/oramag/dec2007/russia_sim-mfti.html

 

II . Развитие системы Управление Персоналом

   Это вопросы и пожелания пенсионера по развитию системы  после 2009 года

1.      Нужно бы перевести на электронное ведение Картотек  персонала в поликлиниках ММК и больницах на основе модуля Human Resources OEBS , а в дальнейшем перевести и городские больницы на такую технологию.

2.      Нужно перевести на Human Resources OEBS  включенные в холдинг ММК заводы МКЗ и ММЗ .!! И вообще нужно пересмотреть все существующие системы ИТ МКЗ и ММЗ с точки зрения их первода на OEBS !

3.      Нужно бы принципиально модернизировать АСУ Медицина ММК на основе новых наработок фирмы  Oracle .

4.      Поскольку ММК является градообразующим предприятием, то было бы полезным постепенно переводить на передовые технологии OEBS и городские службы , связанные с людьми (налоговые, милицейские, загсы, медицинские и т.п. ). Так, как я сейчас активно общаюсь со своими врачами  медсанчасти ММК и горбольницы, то вижу большие перспективы использования новых технологий Oracle в медицине.

А , будучи клиентом различных социальных служб  города, я вижу их принципиальные недостатки  использования локальных ИТ систем.

5.      Поскольку проблема нового уровня управления “человеческим ресурсом” сейчас выносится на государственный уровень, то ММК и Магнитогорск вполне бы могли стать “локомотивом” в этих очень важных работах .

 

III .  Проблемы внутри ММК

Это только те проблемы, с которыми я сталкивался.

1. Если  системы управления  “людскими” и финансовыми ресурсами  в OEBS достаточно универсальны и их можно просто развивать вширь, то системы управления материальными ресурсами OEBS требуют серьезной модернизации. Особенно это относится к производимой продукции ММК, технология которой существенно отличается и от машиностроительного производства , на котором основаны системы ERP, и от процессного производства химиков и нефтяников, на котором осован модуль OPM Oracle . Не случайно и крупнейшая компания США  United States Steel и крупнейшая мировая компания POSCO (Корея) , кроме OEBS для своих подсистем управления производством используют другие средства.

Об этих проблемах я уже писал в журнале Oracle Magazine

http://www.oracle.com/global/ru/oramag/june2008/russia_otot_kis.html . Они требуют серьезного пересмотра и на ММК , включая совсем другую технологию описания НСИ по продукции . Об этом я докладывал еще в 2003 году на всероссийской конференции “Стандарты в проектах современных ИТ” - http://www.ototsky.mgn.ru/it/it_standards2003.htm .

 2. Широкое внедрение OEBS на ММК неизбежно способствовали унификации работы в разных подразделениях АСУ, и, соответственно, уменьшению трудозатрат на разработку. Однако, требуется гораздо большая стандартизация разработки на основе единых фундаментальных знаний . О них я уже писал в журнале  Oracle Magazine в статье –  О новых поколениях КИС в XXI веке” - http://www.oracle.com/global/ru/oramag/dec2008/russia_otc_pd.html .

Освоение этого фундамента требует  специального обучения ведущих специалистов ДИТ .

 Ну и необходимо продолжать  интеграцию подсистем. Например , у ведущих вендоров (включая Oracle), сейчас идет активная работа по интеграции  АСУП и АСУТП (ERP и MES)  - http://www.oracle.com/newsletters/information-insight/lean-manufacturing/jan-07/MES.html .

 

IV.      Новый уровень интеграции данных о продукции с поставщиками и потребителями .

Здесь прежде всего необходимо минимизировать в процессах закупок и продаж влияние медленного и склонного к ошибкам “человеческого звена” . Для этого нужны согласованные с поставщиками и потребителями стандарты электронного описания продукции и услуг. Сейчас эта проблема  очень активно обсуждается в мировом ИТ сообществе. Создаются специальные организации по этому вопросу, например в рамках E-Business and Web Science Research Group - http://www.unibw.de/ebusiness/ .

 При новой технологии существенно уменьшатся затраты  на организацию “цепочек поставок(SCM) и организацию взаимоотношений с клиентами (CRM) . Об этом я говорил еще в 2001 году на   III международной конференции "Интернет - Бизнес - Металл" - http://www.i-b-m.ru/ot_07.php ( http://www.i-b-m.ru/_/75/ibm_2001_f23.jpg  ) .

 

V.           Новый уровень интеграции данных об оборудовании

Эта проблема сейчас наиболее остро стоит перед производителями оборудования. Не случайно у ведущих вендоров ERP , включая Oracle, происходит интеграция модулей поддержки жизненного цикла продукции (PLM) с модулями ERP -  http://www.oracle.com/agile/index.html . Для потребителей оборудования, например, ММК, эта проблема тоже очень важна для минимизации затрат при  организации внедрения нового оборудования и организации его ремонтов . Здесь новый уровень интеграции с поставщиками оборудования может существенно ускорить  модернизацию оборудования и , соответственно, улучшить конкурентоспособность ММК

 

VI – Новый уровень  Аналитических Систем ММК

На ММК активно развиваются такие средства аналитики как  Business Objects , Bisuness Intelligence и Hyperion , которые позволяют существенно уменьшить количество выдаваемых отчетов и улучшить их качетво. Однако, эти средства, существенно уменьшив трудоемкость написания отчетов, не гарантируют улучшение выживаемости предприятия, так как базовые показатели , используемые для анализа,  принципиально определяются уровнем компетентности персонала. В то же время такие новые возможности аналитических систем как  VSM и Viable Scorecard  еще не используются , хотя уже есть детальный сравнительный анализ возможностей аналитических систем

(http://www.ototsky.mgn.ru/it/papers/viablescorecard1.pdf , http://www.ototsky.mgn.ru/it/papers/viablescorecard2.pdf , http://www.ototsky.mgn.ru/it/papers/vsm-scorecard.pdf ) .

На основе VSM сейчас создаются Ситуационные Центры, которые используются вместо старых собраний и заседаний специалистов . Я об этом уже писал в статье –  “Стаффорд Бир и новые аналитические средства КИС http://www.oracle.com/global/ru/oramag/feb2008/feb-08_otocky_mmk-52-56.pdf  . Внедрение Ситуационного Центра на ММК может существенно улучшить как управление текущей деятельностью, так и стратегию выживаемости ММК.

Не случайно правительство Чили в 2007 году выделело Грант на проект “реконструкции” Ситуационного Центра Киберсин (http://www.cybersyn.cl/ingles/cybersyn/opsroom.html ) , презентация которого была в 2007 году в Карлсруэ (  http://offline.computerra.ru/2008/719/347166/  ), а в начале 2008 года в Берлине –( http://www.syncho.com/pages/index.php?menu=s&mm=s&tex=s&sm=au ) . А сейчас ИПМ им. Келдыша активно развивает создание Ситуационных Центров на основе VSM для Регионов - http://razvitie-plan.ru/  , где активно принимает участие и мой сын .

 

VII – Выводы

 За последние 10 лет служба АСУ  принципиально улучшила возможности  управления ММК . Однако для перспективы выживания требуется не успокаиваться на достигнутом, а тщательно анализировать возможности дальнейшего развития как с точки зрения новой функциональности, так и с точки зрения уменьшения внутренних затрат . А новые Информационные Технологии  позволяют  использовать ценный опыт разных специалистов ММК для  возможности платных консультационных услуг другим предприятиям  , что уже давно делает аналогичная ММК  ведущая  металлургическая компания США United States Steel и что может дать существенные дополнительные доходы ММК за использование его интеллектуального потенциала . А возможности Интернет позволяют использовать интеллектуальный потенциал не только действующего персонала ММК, но и многих специалистов, которые были востребованы в центре.

Я знаю многих таких из области ИТ, которые переехали  в Москву и даже за рубеж . Жалко, конечно, что служба ИТ ММК с возможностями Oracle становится “кузницей кадров” для других организаций . Здесь явно есть резервы для удержания хороших специалистов.